tatarkina.dnk@mail.ru

Skype: tatarkina11

ВК:https://vk.com/gipnoz_psiholog

Телефоны:

+7-904-281-89-46

+7-960-153-82-00

"Не нужно шпионить за детьми в Интернете"

« Назад

10.07.2013 16:22

Бурное развитие Интернета, которое, в общем-то, уже никого не удивляет, часто провоцирует мнения о том, что глобальная Сеть воспитывает определенное поколение людей, которое сильно отличается от представителей досетевой эпохи. Бытуют мнения о том, что современная молодежь становится апатичной, вялой, неспособной генерировать что-то новое, и проявляющей свою активность лишь в выставлении лайков и размножении ретвитов. Но в тоже время не менее распространена точка зрения о том, что Интернет - это уникальная и безграничная площадка для творчества, самовыражения, общения и достижения определенных целей. О том, какое влияние на психику детей и подростков оказывает интернет-пространство, мы спросили практикующего в Липецке психолога, доктора педагогических наук, профессора академии госслужбы Наталью Татаркину.

 - Как вы оцениваете влияние Интернета на психику современных детей и подростков?

 - Можно выделить два аспекта влияния Интернета на психику человека – положительный и отрицательный, - пояснила Наталья Татаркина. – Еще в прошлом столетии канадский ученый Маршал Маклюэн отметил, что «Интернет – это расширение возможностей нашей нервной системы, так же как автомобиль – это расширение возможностей наших ног». Благодаря Интернету мы имеем возможность почти неограниченного доступа к информации и приятную возможность обмена этой информацией.


Собеседница портала отметила, что в семье со средним достатком сейчас каждый ее член имеет свое средство выхода в Интернет и пользуется им ежедневно. Это в свою очередь помогает развивать восприятие, память, внимание, воображение, кругозор. Все это, по мнению психолога, можно отнести к моментам положительного влияния Сети на психику человека.

foto2- Когда мы говорим об отрицательном влиянии Интернета, то чаще всего упоминаем такой термин, как интернет-зависимость, который обозначает непреодолимую патологическую тягу к использованию Интернета. Чаще всего это выражается в зависимости от онлайн-игр, с помощью которых ребенок может переживать всевозможную палитру психических состояний, - говорит Нататья Татаркина.

По ее словам, чаще всего жертвой такой зависимости становится человек, который уже имеет определенные склонности и психические особенности – боится одиночества, трудно взаимодействует с окружающими, не умеет делиться своими переживаниями с близкими людьми и в целом испытывает дефицит близких отношений. Кроме того интернет-зависимые люди часто просто не способны планировать собственное время.

- Обратная сторона влияния Интернета заключается в том, что он способен загонять психологические проблемы внутрь, не давая человеку справляться с ними. Другими словами, ребенок, имеющий проблемы в общении со сверстниками, просто компенсирует его общением в Интернете. Но с другой стороны зачастую для людей, страдающих аутизмом, замкнутых и склонных к изоляции от реальности, соцсети и различные форумы являются единственной площадкой, где они могут раскрыться и пообщаться с другими людьми. Для них это своеобразная терапия и отдушина.

- Сейчас социальные сети для подростков - это не только возможность дистанционного общения с друзьями и близкими, но также доступ к разнообразному контенту и знакомствам с совершенно посторонними людьми. Какие в этом кроются опасности, и как родителям обезопасить своих детей от дурного влияния? 

- К сожалению, сейчас не существует софта, который способен полностью обезопасить маленького пользователя от нежелательного контента, не говоря уже об общении с интернет-незнакомцами. Даже самые качественные программы фильтруют опасную информацию лишь на 20 процентов. Поэтому в данном случае очень важны доверительные отношения между детьми и родителями. Запрещать пользоваться Интернетом ни в коем случае нельзя, но и пускать процесс на самотек тоже не стоит. Важно научить ребенка пользоваться полезной информацией, которая помогает ему в учебе, расширяет кругозор или дает новые возможности для творчества. Что же касается общения в соцсетях, то здесь есть еще один важный момент – оно провоцирует бедность эмоциональной сферы и сужение круга интересов.

- Где пролегают границы родительского контроля за интернет-свободой ребенка, и как не переступить черту дозволенного? Должны ли родители, например, проверять почту собственных детей? 

- Здесь важно понимать, что контроль родителей за детьми доподросткового и подросткового возраста должен различаться. В случае с детьми до 13 лет, родителям необходимо тщательно контролировать все контакты ребенка в Интернете и его передвижения по Всемирной паутине. Компьютер должен находиться в зоне внимания родителей, а не за закрытой дверью детской комнаты, и использовать его рекомендуется в основном для обучающих и развивающих программ. Если ребенок уже имеет аккаунт в соцсети, следует деликатно расспросить его о виртуальных друзьях и знакомых. Что же касается детей подросткового возраста, то здесь определяющее значение имеют доверительные отношения с родителями. Если они присутствуют, то, ни о каком шпионаже со стороны взрослых речи быть не может, в этом просто нет необходимости. В противном же случае попытки родителей заглянуть через плечо собственного ребенка в экран монитора или проверить его почту и контакты, могут лишь усугубить ситуацию. Добиться результатов можно лишь в доверительной беседе с ребенком.

По словам Натальи Татаркиной, лучше лишний раз самому включиться в переписку с ребенком в соцсети, подавая ему пример вежливого и адекватного общения, или сыграть вместе с ним в онлайн-игру, указывая на ее достоинства и недостатки, чем шпионить за тем, что он делает в Интернете, или запрещать им пользоваться.

- Современное поколение детей, воспитанных Интернетом, оно какое? 

- Это совершено новое поколение людей, для которых виртуальный мир не является чем-то необыкновенным. Для них это такое же место самореализации, как мир реальный. Дети, у которых Интернет, практически, «в крови», не считают его чудом техники и воспринимают его как нечто обыденное, как неотъемлемую часть действительности. И если взрослые не создают вокруг него ажиотаж, возводя чрезмерные преграды или ограничивая время пребывания ребенка в Сети, то и сам ребенок не будет уделять Интернету слишком много внимания и времени.

Психолог отметила, что десять лет назад, когда Интернет в России только начинал развиваться и не отличался доступностью, риск возникновения зависимости от него, как ни парадоксально, был куда больше, чем сейчас, когда доступ в Сеть на высокой скорости есть почти в каждом доме.

- Родители всегда должны помнить, что если они не протянут своему ребенку реальную руку помощи любящего взрослого, то множество таких "помогающих" рук протянутся из Сети. Это может привести к тому, что маленький человек, который находится на пути самоопределения, так и не сможет обрести собственного "Я". Необходимо беречь неустойчивую детскую психику от негативного влияния Интернета, а сделать это реально только в том случае, если с ребенком установлены доверительные отношения.

 

Оригинальный текст интервью на портале LRNews.

 

 



15.01.2018
Результаты розыгрыша
С большой радостью подвожу итоги нашего конкурса в контакте.
23.12.2017
У нас скоро открытие нового офиса по адресу : ул. Шерстобитова д.10
Мы рады предложить Вам уникальный способ психотерапии и глубинного познания себя -флоат-терапию.
10.07.2016
Обучение гипнозу индивидуально и в группе

ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ:

- Классическому

- Эриксоновскому

- Разговорному